Экскурсия Соборы Московского Кремля
Была у меня мечта побывать в Кремле, как наверное и у многих граждан РФ. Многие гуляли на красной площади у стен Кремля, но не все ходили на экскурсии внутрь самого Кремля. Чтобы попасть в Кремль надо приобрести билеты на одну из экскурсий. В этой статье я расскажу об экскурсии по Соборам Московского Кремля, а в следующей про экскурсию Оружейная палата. Сами экскурсии часто меняются, смотрите список тут tickets.kreml.ru. На сайте можно оплатить билеты и получить ваучер, который надо (к сожалению да) обменять в кассе на настоящий билет.
Что самое странное экскурсия начинается не на соборной площади, а в подвале оружейной палаты, в лекционном зале. Часа полтора экскурсовод показывает слайды, на которых он рассказывает о истории самого Кремля, о том как все строилось и многократно перестраивалось. Презентация конечно интересная, но полтора часа как-то слишком, это в итоге обернулось спешкой на экскурсии по самим соборам.
Не могу не сказать об отвратительной организацию экскурсии. Видимо это проблема многих музеев в России. Разве что можно упоминать музей космонавтики, о нем я расскажу в другой статье, там все было на уровне. Что не понравилось — не понравилось необходимость обмена ваучера на билет, слишком длинная презентация, непродуманность самой экскурсии, и отсутствие микрофона у бедного экскурсовода, которому приходилось перекрикивать толпы оголтелых китайцев. Ну да ладно, красоту соборов это несколько не уменьшило.
Экскурсия включала посещение трех соборов — Благовещенский собор, Успенский собор и Архангельский собор. И конечно же вы можете погулять по территории Кремля, если у вас останется время после экскурсии.
Благовещенский собор
На протяжении столетий специально для Благовещенского собора писали иконы, создавали литургическую утварь и богослужебные предметы. Многоярусный иконостас собора — один из древнейших, сохранившихся до наших дней. Он включает почти сто икон, установленных в шесть рядов. Иконы праздничного и деисусного рядов написаны в конце XIV — начале XV веков. Существует гипотеза о том, что в их написании участвовали Феофан Грек и Андрей Рублев. Внутреннее пространство храма невелико. Четыре массивных столпа делят его на три нефа. К восточным столпам примыкает иконостас. В западной части — хоры. Полы вымощены агатовидной яшмой.
Архитектура собора соединяет элементы ранне-московского и псковского зодчества. Детали, характерные для псковского зодчества, проявляются в украшении световых барабанов с щелевидными окнами декоративными нишками и выложенными из кирпича поясками бегунца и поребрика. Стены декорированы аркатурным фризом. Высоко на апсидах помещен поясок балясин. Фасады храма членятся лопатками на три части и завершаются килевидными закомарами, что свойственно раннемосковской архитектуре. Стены четырех приделов оформлены квадратными ширинками и увенчаны небольшими кокошниками, повторяющими форму закомар собора.
Архангельский собор
Первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего, возможно, ещё во время княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского, в 1247-1248 годах. В 1333 году, за одно лето, Иван Калита построил новый каменный храм — по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в рост и не давшей зёрен рожью. Новый Архангельский собор был освящён митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года. Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века.
В интерьере — росписи 1652—66 (Федор Зубов, Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров и др.; реставрированы в 1953—55), резной деревянный позолоченный иконостас XVII—XIX вв. (высота 13 м) с иконами XV—XVII вв., паникадила XVII в. В Архангельском соборе находятся фрески XV—XVI веков, а также деревянный иконостас с иконами XVII—XIX веков. Сохранившаяся роспись собора была выполнена в 1652—1666 (Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров).
Всего в соборе 54 погребения, включая раки святых царевича Дмитрия Ивановича и Михаила Черниговского, 46 белокаменных орнаментированных надгробий 1636—37, бронзовые остеклённые футляры (1903). В 1928 в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора были перенесены также погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых (прежде родственницы великих князей и царей покоились в снесённом соборе Вознесенского монастыря).
Успенский собор
Самое большое впечатление произвел Успенский собор Московского Кремля. Архитектура собора необычна для русского зодчества. В нем органично соединены как традиционные черты, так и мотивы архитектуры итальянского Возрождения. В интерьере собора вместо привычных квадратных столпов использованы круглые, которые не затесняют пространство и наряду с равной высотой сводов и отсутствием хор создают впечатление огромного зала.
Собор был украшен фресками по указу царя Михаила Федоровича артелью из 150 иконописцев. Всего было написано около 250 сюжетных композиций и свыше 2000 отдельных фигур. На сводах храма помещены сюжеты из цикла двунадесятых праздников. Верхний ярус росписи стен занимают сцены земной жизни Иисуса Христа. На втором и третьем ярусах — сцены земной жизни Богоматери и иллюстрации Акафиста Богоматери. В нижнем ряду — изображения семи вселенских соборов. На западной стене по традиции помещена сцена Страшного суда.
Венчание на царство, а позже коронация — главнейший обряд Российского государства совершался в соборе с конца XV до конца XIX века. Венчал царя митрополит, а позднее патриарх. Впервые обряд венчания на великокняжеский престол был совершен в соборе в 1498 году, когда Иван III возложил древние регалии на своего внука Дмитрия. Последнего императора Николая II короновали в соборе в 1896 году.
Богоматерь Одигитрия (Перивлепта). Двустороняя выносная икона Россия, Киевская Русь XII в. Иконостас — 122 x 174 см., материал — дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная. Изображение относится к иконографическому типу «Одигитрия» и имеет особенности, характерные для чтимого образа Богоматери, находившегося в константинопольском монастыре Перивлепта. Богоматерь изображена почти фронтально, с чуть склоненной к младенцу Христу головой, ее взгляд обращен к зрителю. На левой руке Богоматерь держит Младенца, правая рука Марии простерта перед грудью и обращена к сыну. Христос представлен сидящим вполоборота к Богоматери, с обращенным к ней взглядом; его правая рука благословляет, в левой он держит свернутый свиток. Ноги Младенца заложены одна за другую.