Оружейная палата, Московский Кремль

Московский Кремль — русская национальная святыня и символ российской государственности. Сама история распорядилась так, что Кремлевский холм стал главной музейной достопримечательностью Москвы — хранителем исторической памяти многих поколений, создавших и сохранивших это бесценное наследие. Первоначально богатства великокняжеской казны хранились в подклетах Благовещенского собора и других кремлевских церквей.

В конце XV столетия для них между Архангельским и Благовещенским соборами строится специальное здание — Казенный двор. В XVI — XVII вв. на территории царского двора создаются казнохранилища и мастерские — Казенный двор, Государева и Царицына мастерские палаты, Оружейная палата, приказы Золотого и Серебряного дела, Конышенный приказ. Среди кремлевских придворных учреждений самой значительной была Оружейная палата — она и дала название будущему музею.

Первое летописное упоминание об Оружейной палате как о царской сокровищнице появляется в «Кратком летописце» под 1537 годом. И еще много всего интересного о том как Оружейная палата строилась, перестраивалась, разрушалась во времена большевиков вы узнаете если купите билеты на экскурсию по Оружейной палате с экскурсоводом. Как и в экскурсии Соборы Московского Кремля, о которой я писал ранее, начало экскурсии вы проведете в лекционном зале прослушивая лекцию. Минусы те же, лекция слишком длинная, в результате на саму Оружейную палату остается мало времени, а смотреть там есть на что.

1. Фелонь. Мастерские Московского Кремля. Аксамит гладкий — Италия, XVII век
Оружейная палата, Московский Кремль - Фелонь. Мастерские Московского Кремля. Аксамит гладкий — Италия, XVII век

Русские мастерицы славились своим умением низать жемчуг. Шведский дипломат Петр Петрей де Ерлезунда (1570-16220) писал о русских женщинах: «В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, и их работы ввозили в многие страны». Примером их работы служит фелонь патриарха Адриана. Богатство ткани дополняет шитье жемчугом и драгоценными камнями. Роскошным жемчужным узором расшито черное бархатное оплечье фелони, которая является вкладом царя Михаила Федоровича в Новоспаский монастырь. Густые жемчужные ветви с небольшими цветами из алмазов, рубинов, изумрудов на оплечье, сочетание мелкого и крупного жемчуга. Это работа мастериц Царицыной палаты — один из лучших образцов декоративного шитья XVII века.

2.
Оружейная палата, Московский Кремль - женский бархатный, расшитый жемчугом сапожок XVII века

Уже в XVII веке на Руси светские люди старались выделиться изысканными предметами одеждами. Обувь, например, шили из яркой кожи, парчи и бархата. До XVI века обувь имела мягкую подошву, в XVII веке на женских сапожках появились каблуки, достигавшие иногда 11 сантиметров. В экспозиции представлен женский бархатный, расшитый жемчугом сапожок XVII века.

3. Платье венчальное, Россия, 1745
Оружейная палата, Московский Кремль - Коронационное платье императрицы Елизаветы Петровны 1742 года

Если вы хотите иметь представление об одежде царских особ, то лучшего места чем Оружейная палата просто не найти. Коронационное платье императрицы Елизаветы Петровны 1742 года сшито из серебряного глазета, с глубоким декольте, без рукавов, отдельно золотым галуном. Серебряная кружевная мантия ручной работы производит впечатление необычайной пышности. Длина мантии — пять метров восемнадцать сантиметров, вес — пять килограммов. Елизавета Петровна и ее двор проводили жизнь в бесконечных увеселениях: маскарадах, охотах, пикниках. Сама императрица тратила огромные деньги на туалеты. Историк В.О.Ключевский пишет: «…после своей смерти она оставила 15 тысяч платьев, два сундука чулок, а также… кучу неоплаченных счетов».

Шапка Мономаха

4. Шапка Мономаха справа внизу, Восток, конец XIII — начало XIV в.
Оружейная палата, Московский Кремль - Шапка Мономаха справа внизу, Восток, конец XIII — начало XIV в.

Пожалуй самый известный экспонат Оружейной Палаты это Шапка Мономаха. Справа в витрине вы сможете полюбоваться на знаменитую шапку Мономаха, которой венчались на русский престол все цари до Петра I. Шапка восточной работы конца XIII — начала XIV века. Имя мастера и место изготовления этого шедевра ювелирного искусства до сих пор точно не известны. Древняя часть венца сделана из восьми золотых пластин, украшенных тончайшим золотым кружевом, узор которого образуют шестиконечные розетки-звезды и цветок лотоса. Полусферическое навершие с крестом, соболья опушка, жемчуг и драгоценные камни относятся к более позднему времени. Весит она 698 граммов. Историк К.В. Базилевич предположил, что шапка Мономаха была подарена Ивану Калите ханом Золотой Орды Узбеком.

По обычаю того времени, русские князья ездили в Золоту Орду с дорогими подарками и в ответ получали не менее ценные вещи. Первые упоминания в документах о венчании шапкой Мономаха относятся к 1498 году. Последний раз венчали шапкой в 1682 году, когда на русский престол вступили сразу два царя — Иван и Петр. Иван, как старший, венчался шапкой Мономаха «первого наряда», для Петра же была сделана московскими мастерами шапка Мономаха «второго наряда». Справа выше от шапки Мономаха это нарядный венец Ивана Грозного — шапка царства Казанского. С нею связано несколько легенд. По одной из них предполагают, что шапка Казанская могла принадлежать последнему казанскому хану, Эдигеру Махмету, который был крещен в Москве в 1553 году и получил титул царя Казанского. Исследователи считают, что, скорее всего, она выполнена по указу Ивана Грозного после взятия Казани в 1552 году, московскими мастерами, но с привлечением мастеров из Казани.

5. «Большой наряд», Конец XVI — первая треть XVII в.
Оружейная палата, Московский Кремль - предметы «Большого наряда» Михаила Романова: венец, держава, скипетр, саадачный прибор

В 1627-1628 годах лучшими ювелирами кремлевских мастерских с привлечением иностранных мастеров и под наблюдением иностранных мастеров и под наблюдением дьяка Ефима Телепнева выполнены предметы «Большого наряда» Михаила Романова: венец, держава, скипетр, саадачный прибор (футляр для лука и стрел), несомненно, являющиеся первоклассными произведениями ювелирного искусства. Золотой венец украшен рядами прорезных запон-«городков» с драгоценными камнями: изумрудами, рубинами и великолепными сапфирами. Рельефная поверхность венца покрыта многоцветной эмалью — белой, голубой, зеленой. Скипетр (жезл, считавшийся главным знаком верховной власти) обработан чеканкой, покрыт эмалью светлы тонов и драгоценными камнями. Держава — «яблоко государево», символ христианского владычества, — увенчана четырехконечным крестом.

6.
Оружейная палата, Московский Кремль - Древнейший парадный трон середины XVI века

Древнейший парадный трон середины XVI века является образцом ренессанской культуры. Белоснежный, подчеркнуто устойчивый, он выполнен из дерева и облицован пластинами из слоновой и моржовой кости. Резные орнаменты соединяют разнообразные сюжеты, изображения в целостную композицию. Среди сцен исторического, геральдического и бытового содержания выделяются пластины с картинами из жизни библейского царя Давида, глубоко почитавшегося в Древней Руси. Предпологают, что трон предназначался для первого русского царя — юного Ивана IV, венчавшегося на царство в 1547 году в возрасте семнадцати лет, и был выполнен западными мастерами.

7. Трон Алмазный, Иран, 1659
Оружейная палата, Московский Кремль - Алмазный трон, подаренный царю Алексею Михайловичу торговой компанией Армении в Иране с прошением торговать без пошлины на территории России

Один из самых богатых тронов в коллекции Оружейной палаты это так называемый Алмазный трон, подаренный царю Алексею Михайловичу торговой компанией Армении в Иране с прошением торговать без пошлины на территории России. В вознаграждение за трон, купцам пожаловано 4000 рублей серебром и 19000 рублей медью. Трон выполнен из сандалового дерева, облицованного золотыми и серебряными пластинами. На пластинах прочеканен причудливый растительный орнамент. Всю поверхность трона покрывает сложная мозаика из бирюзы и алмазов (их около девятисот), делая его поистине бесценным.

Старинные кареты и экипажи

8. Колымага, Англия, конец XVI — начало XVII в. Подарок короля Англии Якова I царю Борису Годунову в 1603 г.
Оружейная палата, Московский Кремль - Колымага, Англия, конец XVI — начало XVII в. Подарок короля Англии Якова I царю Борису Годунову в 1603 г.

Коллекция хранящихся в Оружейной палате экипажей не имеет аналогов в других собраниях, она позволяет проследить развитие экипажного дела в России и Западной Европе. Экипажи на Руси известны давно. В летописи XV века есть упоминание об экипажах, в которых ездили князья Это были закрытые сани, обитые внутри бархатом, сукном или мехами. Наиболее древний экипаж собрания Оружейной палаты — карета английской работы конца XVI века — подарок английского короля Якова I Борису Годунову в 1603 году. Карета еще проста по форме, конструкция и техническое устройство ее несовершенны, она не имеет поворотного круга. Чтобы развернуть карету, требовалась довольно большая площадь, а при крутом повороте задние колеса нужно было заносить на руках.

9. Карета, Германия, Берлин, 1746. Подарок короля Пруссии Фридриха II императрице Елизавете Петровне
Оружейная палата, Московский Кремль - Карета, Германия, Берлин, 1746. Подарок короля Пруссии Фридриха II императрице Елизавете Петровне

Коллекция русских боевых орденов

В Оружейной палате храниться коллекция русских боевых орденов. Она сложилась из поступлений дворцового имущества и капитула (учреждение, ведавшее пожалованием наград) русских орденов. Обычай награждать за военные заслуги существовал еще в Киевской Руси в XI — XII веках. Отличившегося награждали шейной гривной (украшение в виде обруча из серебра, золота, меди или железа).

10.
Оружейная палата, Московский Кремль - коллекция русских боевых орденов

Первый орден в России — орден святого апостола Андрея Первозванного — был учрежден Петром I в 1698 году (находится в центре на фото выше). К ордену полагались звезда с девизом «За веру и верность», золотая цепь, состоящая из государственных гербов и крестов, и голубая муаровая лента. Первым кавалером этого ордена был фельдмаршал Федор Головин, Петр I получил орден шестым в 1703 году за взятие в устье Невы двух шведских военных кораблей.

Высшей воинской наградой был четырехстепенный орден святого великомученика и победоносца Георгия, учрежденный Екатериной II в 1769 году — золотой крест, покрытый белой эмалью, с изображением святого Георгия, к нему полагалась звезда с девизом «За службу и храбрость». Первым орденом первой степени Екатерина наградила себя. Это была очень высокая награда. Со дня учреждения ордена и до 1917 года орденами первой степени были награждены всего двадцать пять человек.

В самостоятельную коллекцию выделены нагрудные знаки высшего духовенства — панагии — небольшие иконы, которые носили на цепочке поверх одежды. Панагии известны с глубокой древности. В XV — XVI веках они состояли из двух половинок, соединенных шарниром. В XVIII веке панагии приобретают характер светских украшений. Первое место на них занимают драгоценные камни и оправа.

11. Евангелие, Мастерские Московского Кремля, 1571, Вклад царя Ивана Грозного в Благовещенский собор Московского Кремля
Оружейная палата, Московский Кремль - Евангелие, Мастерские Московского Кремля, 1571, Вклад царя Ивана Грозного в Благовещенский собор Московского Кремля

И в заключении расскажу об одном Евангелие. Оклад этого Евангелие демонстрирует искусство московских ювелиров, оно было подарено Иваном Грозным для Благовещенского собора Московского Кремля. (К этому времени царь дважды овдовел и готовился жениться в третий раз. Жертвуя Евангелие в Благовещенский собор Московского Кремля, Иван Грозный связывал с ним надежды на счастливый брак.) Здесь и чеканка, при помощи которой выполнены пять рельефных медальонов, и чернь — ею сделаны надписи вокруг этих медальонов, и эмаль, залитая в тончайшее золотое кружево, причем цвет эмали соответствует цвету драгоценных камней, украшающих оклад. Среди них выделяется синий сапфир — любимый камень Ивана Грозного (царь считал, что этот камень помогает отгадывать измены и отгоняет дурные сны).

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x