Прага — Собор Святого Вита
Сложная история пражского кафедрального Собора, настоящего духовного центра всей страны, продолжалась длительное время. В месте, где сегодня возвышается этот внушительный монумент, в 925 году Св. Вацлав построил ротонду Св. Вита, куда впоследствии поместили прах основателя храма. Небольшое строение дороманского периода, недолгое время находившееся около резиденции епископов, в 1060 году было заменено новой трехнефной базиликой с двумя хорами. В 1344 году Карл IV поручил французскому архитектору Матье д’Аррасу построить новый готический Собор для выросшего вширь города, недавно объявленного резиденцией архиепископа.
В городском кафедральном Соборе должны были храниться останки Св. Вацлава, небесного покровителя страны. Первый камень готической церкви был заложен 21 ноября, моделью стали французские кафедральные соборы. После смерти Матье д’Арраса работы продолжил (под контролем Карла IV) архитектор и скульптор Петр Парлерж, отец европейской готики. Он работал над возведением Собора до своей смерти в 1399 году. Продолжением строительства, вплоть до вспыхнувших войн в двадцатые годы XV века, занимались его сыновья Ян и Вацлав.
Уже была построена большая часть колокольни (крытая галерея и первый купол в стиле Возрождения были добавлены только во второй половине XVI века), закрыты преградой хоры, возведен временный фасад, так что можно было проводить церковные службы. Это гигантское произведение архитектурного искусства не достигло тогда и половины своего размера. Здание собора с едва намеченным нефом и готовым трансептом так и не было завершено. Затем последовали разрушения: страшный пожар 1541 г., разграбление кальвинистами в 1620 г., а через столетие — атаки пруссов и, наконец, удар молнии в 1760 году, спровоцировав пожар, разрушил единственную башню.
3. Сцены на тимпане: Распятие, «Об одежде Моей бросали жребий» и Снятие с Креста
Западный фасад собора Св. Вита
Западный фасад, окаймленный двумя высокими башнями-близнецами, завершенными шпилями (высотой 82 м, при высоте южной башни 99,6 м), разделен на три части. Он украшен шпилями, статуями и орнаментальными элементами в изящном неоготическом стиле, а также традиционными водостоками. Большую розетту, доминирующую на фасаде, в 1925-27 гг. встроил Франтишек Кисела. В нижней части фасада расположены три изысканных портала, через которые открываются светлые нефы. На барельефах порталов изображены жития Св. Вацлава (слева) и Св. Адальберта (справа), а также эпизоды строительства здания (на центральном портале).
Южный фасада собора Св. Вита
Почти парадоксальным кажется главный вход в большой Собор, в который не случайно столетиями не было другого входного проема. Южный фасад выделяется Золотыми воротами, завершенными мозаикой с изображением Страшного Суда (1370). Три арки ворот включены в каменный портик, построенный с особой тщательностью. Винтовая лестница справа, ведущая к внешнему трехчастному окну, заключена в великолепное резное каменное ограждение.
Слева расположена внушительная южная башня (высотой более 50 м), начала строительства которой положил Петр Парлерж Через два столетия после возведения башни, в нее были встроены целиком позолоченные изысканные часы с двумя циферблатами и колокола. Самый большой колокол известен под именем «Сигизмунд». Башня увенчана куполом в барочных формах, созданными Николо Пакасси.
Интерьер собора Св. Вита в Праге
Строгий интерьер кафедрального Собора Св. Вита, длиной 124 м, высотой более 33 м, с максимальной шириной в области трансепта — около 60 м, с двумя боковыми нефами, расположенными чуть ниже центрального, выполнен необычайно гармонично. Свет проникает внутрь Собора через широкие витражи. Поражает необычной красотой крестово-нервюрный свод, который создал гениальный Петр Парлерж, — подлинное новшество для Европы XIV века. Западная сторона славится хроматическим калейдоскопом витражей в розеттах, из 27 тысяч кусочков цветных стекол составлено изображение Сотворения мира. С южной стороны свет проникает через большое окно, в стиле неоготики. В его витраже изображены сцены Страшного Суда.
Великолепные современные витражи, выполненные великим художником Альфонсом Мухой (1860-1939), которые считаются одной из самых больших в мире декоративных работ живописцев, работавших в стиле модерна. Внизу, несколько фрагментов других прекрасных витражей в Соборе.