Купол Брунеллески Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции

Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре — наиболее раннее из крупнейших произведений Брунеллески во Флоренции. Вход на купол платный, так же как и на колокольню. Все это входит в универсальный билет, об этом я уже писал. Если так получится что вам придется выбирать между куполом и колокольней, то я бы выбрал купол, потому что вы сможете ближе рассмотреть фрески которыми расписан купол Брунеллески.

Подъем на колокольню собора

Первым делом я отправился на колокольню. Подниматься надо пешком, всего три уровня и с каждого уровня вид все лучше и лучше. Подъем очень узкий и крутой, поэтому иногда возникают сложности как разойтись с другими туристами.

Купол Брунеллески и колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции - вид на купол с колокольни

Колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре носит название одного из создателей — кампанила Джотто. Авторами кампанилы были три мастера: Джотто, сделавший общий проект и закончивший первый ярус, Андреа Пизано, в 1340-х годах поставивший следующий ярус с высокими окнами-бифоре, и, наконец, Франческо Таленти, достроивший кампанилу и облицовавший её тремя типами мрамора. Скульптурное убранство кампанилы — самое важное произведение Итальянского треченто, демонстрирующее изысканное смешение монументальности и готической трепетности.

Купол Брунеллески и колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции - вид на купол с колокольни - вид на Флоренцию с купола Брунеллески

Многие туристы не могут пройти мимо и не оставить после себя что-нибудь. Не знаю что им дает эти надписи на стенах, но их очень много. Где еще туристы могут посмотреть на других туристов на куполе Брунеллески, конечно только с колокольни дуомо Флоренции.

Купол Брунеллески и колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции - вид на купол с колокольни - вид на Флоренцию  и купол Брунеллески с колокольни

Колокольня облицована тремя типами мрамора: белый мрамор был привезён из Каррары, красный — из Монсуммано-Терме и Сиены, а зелёный — из Прато. Таленти не стал ставить шпиль на её вершине, что было в планах Джотто: из-за этого проектная высота башни была снижена с 122 метров до 84.7 метров. С вершины башни открывается захватывающая панорама на всю Флоренцию и окружающие её холмы. Чтобы подняться на колокольню, нужно преодолеть 414 ступеней, так что будьте готовы.

Купол Брунеллески и колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции - вид на купол с колокольни - можно подняться на вершину купола Брунеллески и посмотреть Флоренцию

Купол Брунеллески

Некоторым итальянцем повезло с квартирой и у них есть веранда на крыше, на которой можно здорово позавтракать, наслаждаясь видом на Флоренцию. Купол имеет диаметр 45,5 метров, высоту — 42 м, вес — приблизительно 40000 тонн, 4 млн. кирпичей в конструкции!

Купол Брунеллески и колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции - вид на купол с колокольни - фрески купола

Фрески купола Брунеллески

Лучший способ полюбоваться куполом, подняться на 463 ступени (лифта нет). Тропа идет внутри купола и позволяет вам видеть красивые фрески Джорджо Вазари. К сожалению, он не успел закончить работу. После его смерти она была завершена Федерико Зуккари, его учеником, в 1579 году. Фрески реставрированы полностью в 1996 году. Продолжая подниматься, вы попадете на специальную площадку на вершине купола Санта Мария дель Фьоре. Вид на Флоренцию отсюда удивительный. Кроме фресок обратите внимание и на витражи.

Купол Брунеллески и колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции - вид на купол с колокольни - фрески купола сцена страшного суда

Купол Брунеллески и колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции - вид на купол с колокольни - витражи собора Дуомо Флоренции

Обратите внимание на фрески купола. Это цикл фресок Джорджо Вазари на тему «Страшного суда». В 1572 г. Козимо I Медичи заказал Вазари роспись купола. Теологическую программу фрески составил Vincenzo Borghini. Фигуры сгруппированы в пять рядов, по восемь секторов в каждом. Вверху вокруг фонаря изображены 24 старца (8 хорошо видны, остальные выглядывают из-за спины передних) и 4 животных из Апокалипсиса, окруживших Престол; ниже ангелы с орудиями Страстей Господних; святые и искупленные; олицетворение даров Святого Духа; ад. В восточной части изображен Христос с Богородицей и Крестителем, под ними — теологические добродетели (Вера, Надежда и Милосердие), аллегорические фигуры Времени и Триумфа церкви.

Купол Брунеллески и колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции - вид на купол с колокольни - фрески купола сцена страшного суда

Купол Брунеллески и колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции - вид на купол с колокольни - фрески купола сцена страшного суда

Подьем на сам купол иногда очень экстремальный. К сожалению состояние купола Брунеллески далеко от идеального. Поэтому спешите посмотреть на это чудо, пока не началась крупная реставрация.

Купол Брунеллески и колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции - вид на купол с колокольни - тяжелый подъем на купол в пространстве под куполом

Его творческий метод заключался в том, что в качестве модуля использовался диаметр колонны, план строился на основе квадрата. Высота колонн и пилястр зависела от диаметра ствола, высота арки — от ширины межколон и т. д. При таком подходе части каждого здания становились соразмерными и соподчиненными, что придавало постройкам художественную цельность и монументальность. Но в отличие от нашего времени эпоха Брунеллески еще не знала планов и рисунков с точным обозначением размеров (это появилось после 1470 года). Поэтому работа все равно во многом оставалась интуитивной, рукотворной, требовала активного участия самого архитектора в строительном процессе, его немалых инженерных способностей и подчас знаний и навыков каменщика. Возведение здания было живым и органичным процессом.

Купол Брунеллески и колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции - вид на купол с колокольни - фрески купола

И уже на выходе все могут увидеть те изобретения, которые Брунеллески разработал во время работы над куполом. Сложность восстановления творческого пути Брунеллески состоит в том, что не сохранилось ни графических документов, ни рисунков, ни архитектурных макетов (кроме одного), которыми мастер мог пользоваться при работе. Хотя, как утверждают исследователи, он всегда предварительно проектировал постройки, следуя в этом устоявшимся принципам архитекторов своего времени (Филарете, Бернардо Росселлино, Леона Альберти).

Купол Брунеллески и колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции - вид на купол с колокольни - фрески купола и витражи собора

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x